Поделиться ссылкой
На сайте Сейчас 39 гостей онлайн
Гештальт упражнение на развитие творчества

 

 

Развитие творчества глазами гештальт-терапевта

 

Взаимодействуя друг с другом, люди делают то, что невозможно было бы сделать в одиночку. Кирпичи и раствор, взятые в правильном сочетании, составляют дымоход, направляющий дым вверх; этого нельзя достичь, используя кирпичи и раствор по отдельности. Точно так же мы изготовляем автомашину, комбинируя соответствующим образом полтонны металла, стекла, резины и пластмассы. Не будучи правильно скомбинированными между собой, эти материалы по отдельности не могут развить скорость в двести километров в час на скоростном шоссе.

Творчество всегда связано с новым упорядочиванием. Картины отражают существующее, но исполняются по-разному. Симфонии - это развитие каких-то тем, музыкальные темы являют собой комбинации нот. Такие комбинации обладают силой и мощью, которые значительно превышают силу и мощь своих составляющих. Мона Лиза была написана маслом...

Мы - это множество людей; комбинация наших индивидуальных «я» дает в результате большую силу, мощь и власть, чем свойственно каждому из нас в отдельности. Качество заботливости учителя или терапевта возникает из комбинации любви и жестокости, что позволяет им быть строгими и в то же время поддерживающими других. С такой свойственной им комбинацией чувств они могут критиковать своих подопечных и учеников и быть толерантными к их страданиям, но придавать им мужества, если это необходимо.

 

упражнение на развитие творчества

 

Комбинация холодности и теплоты во многом похожа на предыдущую. Она позволяет учителю в зависимости от ситуации быть холодным и держать дистанцию, но если это необходимо, становиться теплым и сближаться с учениками. Доброта и любовь не позволяют нашим жестоким сторонам получать удовольствие от ненужной боли; наша жестокость позволяет нам равнодушно осуществлять непривлекательную коррекцию, необходимую, чтобы сбить превосходство студента.

Неприкрытая жестокость может уничтожить ученика, а одной доброты недостаточно для его развития - ведь ему не на что роптать. Взаимодействие столь разнообразных элементов - это процесс, требующий времени. Сначала оно необходимо для комбинации составляющих, а потом - для их совместного действия. Часто во время взаимодействия наших частей между ними обнаруживается конфликт. Одна часть хочет вести себя одним способом, а другая хочет делать иначе. Это тупик. Лишь оказавшись в состоянии тупика, можно выработать новое поведение, которое, не будучи ни полностью добрым, ни абсолютно жестоким, является комбинацией, превосходящей обе части и соответствующей новой ситуации.

Каждый завершенный конфликт дает новое решение, которое в свою очередь подготавливает элементы для следующей комбинации.
Так, автомобиль изготовляют в ходе отдельных операций; фары делают из стекла, металла и пластика; затем это новое изделие комбинируют и встраивают в электрическую сеть автомобиля, чтобы его функциональная часть - фары, могла освещать дорогу. Во многом подобным образом - после достаточно большого количества конфликтов между более простыми составляющими психики - появляется наша результирующая часть, способная к более изящным комбинациям с другими нашими уже сложившимися частями. Такие комбинации и определяют индивидуальность нашей личности.

Человеческое тело состоит из очень немногих химических элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, кальция и т.д. Тем не менее, мы все разные. Точно так же основных способностей и эмоций человека существует ограниченное количество, около двенадцати, но их комбинация дает бесконечность возможных вариантов.

Создавая нечто новое, мы должны иметь способность видеть, что же на самом деле есть в окружающих нас объектах, прежде чем мы сможем увидеть их возможности. Чтобы пользоваться объектом по-новому, мы должны быть способны увидеть его функционирующим так, как никто еще и не предполагал. Несомненно, возможность осознания и гибкость поведения для этого являются центральными. Мы должны быть восприимчивы как к самим себе, так и к окружающему нас миру. Сам творческий процесс не труден, но мы должны отваживаться пересечь границу неизвестной территории. Если мы будем удерживать внимание внутри привычных границ, мы никогда не создадим новое.

В некоторые моменты творчества излишний и не относящийся к делу материал должен быть отсечен и отброшен. Многие люди застревают на этой стадии, слишком сильно или слишком рано пользуясь своей критикой. Из-за того, что мы настолько привязаны к тому, как вещи должны выглядеть или какими им должно или следует быть, нарождающееся творение не может оторваться от земли и оказывается вдребезги разбито нашим внутренним критиком.

творчество бывает разным


«Если у меня есть предвзятое мнение о том, каким должно быть мое сочинение, то каждое из не достигших этой вершины произведений оказывается отвергнутым мной. Возможно, это не так уж плохо, но если я ожидаю, что должен звучать как Диккенс (а не как я), все кончено, потому что я - это я, а не Диккенс. Частью знания себя является понимание того, в чем хорош я сам и что для меня возможно. Когда я не отвечаю своим собственным стандартам, я обеспокоен. Конечно, моим сочинениям нужно редактирование и утверждение, но его должно быть в меру, иначе произведение исчезнет. Образ, который возникает в связи с этим - это скульптор, который старательно шлифует и отделывает свое творение - пока у  него в руках не остается лишь каменная пыль».

Нечто создав, нам следует взять на себя ответственность за свое создание. В определенной мере это рискованно. Ведь до того момента, как я назову свое произведение законченным, я могу отступить, а теперь отступать некуда, и любой может его увидеть, - и что они могут подумать? Тем не менее, природа творчества такова, что наиболее глубокие произведения искусства создаются в соответствии с собственными стандартами художника; произведения выглядят так, как должны выглядеть по мнению автора. Подвергшись какой-либо переделке в соответствии с критикой кого бы то ни было, они перестают быть творческим произведением автора.

Будучи нашими изделиями, произведения редко полностью являются нашими, потому что творческий процесс оказывается более глубоким и содержательным, чем части, которые мы обычно определяем как «свои». В этом смысле оказывается, что наши творения часто имеют свою собственную жизнь: однажды мы создаем характер, и он развивает свои собственные вкусы почти независимо от нас. И все же, конечно, творение представляет часть нас самих, возможно ту часть, с которой мы не столь хорошо знакомы.

Процесс творчества - один из наиболее радостных актов человека. Часть этой радости проистекает из возможности выразить свойственную нам многогранность, что не всегда возможно в обычной повседневной жизни.

Творческий процесс включает создание новой фигуры на фоне знакомого нам обычного окружения. Новые идеи, новые объекты и новаторские формы всегда произрастают из переустройства существующего порядка. Чтобы быть способным увидеть новые формы, мы должны быть способны четко видеть старые, а также иметь гибкий доступ к своему воображению. Наши средние зоны должны выйти за пределы повседневной реальности. Следующее упражнение поможет вам исследовать свои способности к творчеству.

 

Упражнение на развитие творчества

 

Пойдите на прогулку и осознавайте окружающее.
Обращайте внимание на те объекты, которые привлекут ваш взгляд. Соберите эти объекты (но будьте благоразумны) и принесите их домой.

А теперь составьте из них нечто вроде «скульптуры». Не судите, не оценивайте свою работу, просто скомпонуйте ее. Закончив свое творение, покажите его партнеру или, если вы работали один, другу, которому доверяете и который к вам хорошо относится.

Обратите внимание на то, что он вам скажет. Что вы чувствуете, будучи незащищенным?
Если вы обнаружите, что делали скульптуру, чтобы «угодить» своему партнеру или другу, а не для собственного удовольствия - довольны ли вы своим творением? Хотите ли вы сделать еще одну, чтобы доставить удовольствие себе?

Одним из движителей творческой работы является творческое безразличие. Дайте творению возможность и право жить собственной жизнью, вне вашего прямого контроля. Сосредоточьтесь на нем, и пусть оно подскажет вашей интуиции, куда и как следует поместить следующую часть. Создав и показав кому-нибудь свою скульптуру, вы можете работать с ней, чтобы добиться большего самопонимания. Работая вместе с партнером или другом, опишите себя так, будто вы сами являетесь этой скульптурой.

Например:

Стоя перед композицией собранных вами предметов, вы могли бы сказать: «Я - букет колючего чертополоха, который окружает центральную часть композиции - ароматные персики и цветы. Во мне есть и изящная, возвышающая меня часть, и значительно более простая часть, которая настойчиво пускает корни в землю».

 

Мы так или иначе выражаем себя во всем, что создаем. Увидев что-то привлекшее наше внимание, мы почти всегда обнаруживаем связь между этим объектом и тем, чем он для нас является. Мы знаем сами себя лучше, чем готовы в этом признаться даже самим себе. Это знание, лежащее ниже уровня сознания, и ведет к творчеству. Новые образы, характеры, модели, которые мы «творим», формируются у нас внутри раньше, чем мы даем им возможность выразиться во внешних проявлениях.

Даже натуралистическая скульптура, определяемая как часть природы, является выражением части личности скульптора. Используя метод идентификации, описанный выше, мы сможем заново принять те части себя, которые проецируем на свои творения.

 
Наша группа


Наш опрос
Сколько вы платите за одну консультацию своему психологу (психотерапевту) в Харькове?
 
Популярные страницы
Свеженькое
Упражнения